Высоковольтный разряд при ударе молнии может стать причиной пожара и взрывов на автозаправочной станции. Поэтому мероприятия по молниезащите играют важнейшую роль в обеспечении безопасной эксплуатации АЗС и других предприятий нефтепродуктообеспечения, относящихся к объектам повышенной пожаро- и взрывоопасности.
Технические решения по молниезащите и заземлению на автозаправочных станциях
Нормативные условия к устройству молниезащиты на АЗС:
- Металлические и неметаллические элементы оборудования и трубопроводные системы должны формировать непрерывную электроцепь, присоединяемую к заземляющему контуру в 2-х и более точках. Места присоединения должны находится поблизости от АЗС.
- Сопротивление заземлителя для статического электричества – до 100 Ом, для молниезащиты – до 10 Ом.
- Проверка молниезащиты на эффективность на эксплуатируемых АЗС должна проводиться ежегодно.
Правила проведения проверки молниезащы, которая осуществляется перед тем, как начнется сезон гроз в период отсутствия осадков:
- осмотр элементов системы;
- тест на срабатывание системы в электроцепи с глухой нейтралью;
- проверка заземляющих контуров;
- тестирование изоляции приборов и проводки.
Если при проверке обнаружены неисправности более чем 30% элементов защитной системы, осуществляется их ремонт или замена.
Наружная молниезащита для автозаправочной станции
Необходимый уровень молниезащиты определяется индивидуально для каждой станции и утверждается контролирующими органами. Молониеприемник в виде мачты устанавливают на земле или на здании. Его функции может выполнять сетка, располагаемая на кровле здания.
Правила установки молниеотводов:
- если молниеприемник имеет форму шпиля, то необходим один отвод, если сетки – два и более;
- минимальная дистанция между отводами – 10 м;
- соединения осуществляются связками и располагаются на дистанции друг от друга не более 20 м.
Молниезащитная система, все элементы которой окрашиваются в черный цвет, должна устанавливаться на дистанции от 0,1 м от облицовки зданий, относящейся к пожароопасным материалам. Тоководы, соединяющие молниепримник и заземляющее устройство, имеют болтовые соединения.
Организация внутренней защиты от удара молнией
Внутренняя система молниезащиты АЗС включает конструкции, которые в сочетании с контуром заземления защищают резервуары с нефтепродуктами от искрения и воспламенения содержимого. Все мероприятия по защите оборудования АЗС от удара молнии разрабатываются и документируются на стадии проектирования станции.
Экранирование
Для осуществления этого способа используют всевозможные металлические элементы на здании и в фундаменте (стальная арматура), оптоволоконный кабель, соединяющий электрическое оборудование станции.
Монтаж УЗИП
Такая схема молниезащиты резервуаров с топливом, дыхательных клапанов и других устройств заключается в создании препятствия прохождению высокого напряжения на электроприборы. Норматив, регламентирующий выбор и расположение УЗИП – СО 153-34.21.122-2003 п.4.2.
Мероприятия для крупногабаритных резервуаров
Для крупногабаритных топливных емкостей часто применяют сетчатые защитные конструкции и тросовые отводы.
Организация заземляющей системы на автозаправочных станциях
Большой перечень электрических приборов упрощает выполнение обязанностей персоналом. Но все электрооборудование представляет большую опасность при ударе молнии. Поэтому при проектировании АЗС большое внимание уделяется созданию надежной заземлительной системы. Основные нормативные правила ее организации:
- заземлители должны быть смонтированы на глубине 50-70 см и расстоянии более одного метра от основания защищаемого строения;
- величина сопротивления заземляющего устройства – менее 10 Ом;
- глубину размещения и размеры электрода рассчитывают в зависимости отхарактеристик грунта.
Естественными заземляющими устройствами могут быть: металлические и железобетонные строительные конструкции, соприкасающиеся с грунтом, в том числе гидроизолированные, металлические водопроводные трубы подземного расположения, ж/д пути с перемычкой, оболочки подземных кабелей (кроме алюминиевых). В качестве заземлителей запрещено применять коммуникации с горючими жидкостями.