Нередко при заправке на малознакомых или небольших несетевых станциях дизельное топливо начинает пениться. В результате залив его в бак затрудняется, необходимое для этого время увеличивается, но бак все равно может заполниться не на сто процентов. Автовладельцы с опасением относятся к такому эффекту, сомневаясь в качестве топлива. Однако в большинстве случаев вспенивание дизеля не означает ничего плохого.
Основные причины вспенивания
Вообще, образование пены при заливе дизеля в бак – процесс вполне естественный, он вызван физико-техническими свойствами топлива. К тому же сейчас многие предприятия по переработке нефти вводят в состав присадки, снижающие пенообразование. Проблема в том, что старшее поколение автомобилистов, особенно дальнобойщики со стажем считают, что качественный дизель с высоким цетановым числом вообще не дает пены.
Тем не менее, существует немало технических и физико-химических причин, из-за которых вспенивание все-таки происходит:
- попытка заправить легковое авто через кран для большегрузов и фур, а также использование для подачи дизеля колонки, рассчитанной на бензин: нормальный напор при заправке бензином выше, чем в случае с дизелем (соляркой);
- наличие в заправочном пистолете остатков воздуха, который не успел выйти после отключения при предыдущей заправке – в таком случае пистолет нужно вставлять не до конца, а рычаг подачи нажимать не полностью;
- наличие в топливе даже минимального количества воды – проверить это можно, добавив в отдельную емкость (не в бак!) марганцовку (раствор перманганата калия): его растворение будет означать присутствие в топливе воды.
Кроме того, некоторые автовладельцы уверены, что на заправках нарочно добиваются вспенивания дизеля, потому что прибор учета проданного топлива считает его объем, а не массу. Таким способом можно получить с клиентов на 10 % больше. Однако едва ли описанный метод имеет сколь-нибудь значительное и системное распространение.
Вспенивание топлива при выдачи топлива это нормальный процесс, именно поэтому для тарирования ТРК зачастую применяют мерники с пеногасителями.
Применение присадок
Как отмечалось выше, присадки снижают пенообразование по двум факторам: высота пены и время ее опадания. Рассмотрим наиболее распространенные присадки:
- Envirox – высота пены 100 мм, время опадания 21,2 секунды;
- HiTEC ®4656 – высота пены 80 мм, время опадания 6,9 секунды.
Одновременное использование обеих присадок снижает высоту пены до 55 мм, а время ее опадания до 2,8 секунды. Для сравнения: обычное дизельное топливо без подобных добавок образует пену высотой до 100 мм, которая опадает за 45 секунд. Очевидно, что присадки действительно повышают технические характеристики дизельного топлива.
Однако не в пользу присадок можно говорить о том, что наш завод столкнулся с претензиями связанными с разбуханием уплотнений изготовленных из маслобензостойкой резины на производимых нами обратных клапанах расположенных на дне резервуара. Значит топливо с присадками очень агрессивно себя ведет и в топливной системе автомобиля.