Качество бензина — один из основных моментов, определяющих эффективность работы двигателя и его ресурс. Современные российские АЗС предлагают большой перечень марок: 92, 95, 98, 100. Эти цифры обозначают октановое число топлива. Но бывают ситуации, когда нужное топливо на АЗС отсутствует или владелец автомобиля хочет «улучшить» работу ТС, залив бензин с более высоким, чем рекомендованное, октановым числом. В этой статье мы рассмотрим, какой бензин — 92, 95, 98, 100 — лучше заливать в двигатели с разными характеристиками и узнаем, к чему может привести замена оптимальной марки на другую, более высокую или низкую.
Что такое детонация и чем она опасна
Детонацией называют явление, при котором топливно-воздушная смесь воспламеняется самостоятельно под воздействием высоких температур и давления, без искры от свечи зажигания. По сути, детонация — это взрыв. Если скорость горения топливно-воздушной смеси, подожженной искрой от свечи, составляет примерно 15 м/с, то при детонации она равна 1500 м/c. Опасные последствия этого явления:
- Камера сгорания и поршни подвергаются сильнейшему удару, который может стать причиной их разрушения.
- ТВС после детонации горит дольше, чем после поджига искрой от свечи. В результате этого через выпускные клапаны, предназначенные для выхода охлажденных выхлопных газов, вылетает пламя, которое нагревает и плавит металл.
- ТВС в результате детонации возгорается раньше времени, что приводит к толчку поршней из некорректной точки. В результате этого поршни передают усилие на коленвал и шестерни несбалансированно. Мотор работает некорректно, и его поломка может случиться в самый неподходящий момент.
Избежать этого опасного явления позволяет правильный выбор марки бензина для конкретного двигателя.
Старый атмосферный двигатель
Атмосферные двигатели старого образца не имеют дополнительных автоматизированных узлов, которые обеспечивают более эффективное сгорание топлива. ТВС в таких моторах относительно бедная. В эти автомобили рекомендуется заливать АИ-92.
Если залить в атмосферный ДВС высокооктановый бензин — АИ-95, АИ-98, он будет гореть дольше по сравнению с АИ-92, что приведет к неприятным последствиям: перегреву, сгоранию смазки и разрушению выпускных клапанов.
Вывод! Заливать бензины с высоким октановым числом в атмосферный ДВС можно только в тех случаях, когда автомобиль будет работать на высоких скоростях и/или перевозить тяжелый груз. Только тогда высокооктановое топливо будет сгорать правильно, без вреда для узлов и агрегатов ТС.
Бензин АИ-92 чаще всего используется в отечественных автомобилях и недорогих зарубежных с малокубатурными ДВС.
Современный атмосферный двигатель
Современные атмфосферные ДВС, помимо стандартной задачи — ехать далеко и долго, решают и другие проблемы, связанные с экономией топлива и сохранением экологии. В таких двигателях предусмотрена повышенная компрессия, что требует использования бензина с более высоким, по сравнению со старым ДВС, октановым числом.
Для современных атмосферных ДВС применяют:
- АИ-95 при аккуратной, стабильной, небыстрой езде. В таких условиях датчик детонации способен эффективно скорректировать угол опережения зажигания, что позволяет избежать детонации. Но при повышенных оборотах такой датчик неэффективен.
- АИ-98. Рекомендуется использовать при планировании «гонок» и перевозки тяжелых грузов.
АИ-95 — наиболее популярный вариант, используемый в отечественных и зарубежных автомобилях средней мощности.
Турбированный ДВС
Автомобили с турбированными двигателями, которые отличает высокая степень сжатия в камере сгорания, изначально адаптированы к АИ-98. В большинстве случаев такой бензин используется для объемных двигателей мощностью свыше 200 л. с.
Можно ли в такие ДВС заливать бензины АИ-92, АИ-95, АИ-100? Можно, но только при выполнении следующих условий:
- АИ-92 — в критических ситуациях, на короткое время, чтобы доехать до АЗС на низких оборотах и приобрести бензин оптимальной марки. Повышение нагрузки на ДВС приводит к детонации.
- АИ-95. На таком бензине турбированный двигатель может работать постоянно, но только в спокойном размеренном режиме.
- АИ-100. Можно заливать при планировании быстрой езды. Для передвижения по городу со скоростью 60 км/час и стояния в пробках использовать его не рекомендуется.
Спортивные автомобили
ТС спортивного назначения всегда оснащены турбированными двигателями, прокачаны на максимально возможные степень сжатия, компрессию, обороты. Большой плюс таких авто — наличие автоматики, которая контролирует режим езды, не допускает перерасход бензина при медленных поездках и стоянии в пробках.
Для мощных авто предназначен бензин А-100, который не только имеет высокое октановое число и устойчив к детонации, но и максимально очищен от примесей. Чистота топлива обеспечивает его эффективное сгорание, прибавку в мощности и оптимизацию работы ДВС.
Какие варианты допустимы для спортивных автомобилей и на каких условиях:
- АИ-98. Такой бензин может использоваться на постоянной основе, но только при спокойной езде.
- АИ-95. Это топливо можно заливать только для кратковременных поездок до АЗС, на которой можно заправиться высокооктановым бензином.
- АИ-92. Лучше не использовать, поскольку детонация может возникнуть даже на средних и малых скоростях.
Общие выводы
При решении вопроса, какой бензин (92, 95, 98 или 100) лучше заливать в двигатель, необходимо ориентироваться на рекомендации производителя.
Понижать марку однозначно не рекомендуется. Сделать это можно только в критических ситуациях — при необходимости доехать до заправки, на которой можно приобрести бензин нужной марки. Повышение оборотов двигателя на топливе с пониженным октановым числом с высокой вероятностью приведет к детонации и необходимости ремонтировать двигатель. При отсутствии бензина нужной марки можно воспользоваться специальными присадками, повышающими октановое число. Стоимость литра топлива с присадками выше стоимости топлива высокой марки, которое можно приобрести на АЗС.
Бензин с повышенным, по сравнению с рекомендациями производителя, октановым числом можно заливать при планировании поездок на высоких скоростях и/или в загруженном состоянии. Использовать высокую марку при спокойной езде не рекомендуется, поскольку это приведет к перегреву двигателя и его повышенному износу.
При необходимости бензины разных марок можно смешивать в баке. Сначала двигатель будет работать на старом топливе, а потом перейдет на новое, имеющее другую плотность. Такая операция допускается одноразово, поскольку необходимость постоянно перестраиваться приводит к быстрому износу двигателя.