Узел линии наполнения (УЛН) – сливное устройство, предназначенное для безопасного соединения рукава автоцистерны с линией наполнения резервуаров со светлыми нефтепродуктами, что является важным моментом в организации пожаро- и взрывобезопасной эксплуатации АЗС. История появления и модернизации узла наполнения началась в середине 90-х годов прошлого века.
Первоначальная и усовершенствованная конструкции УЛН
УЛН в исходном виде имел сборную конструкцию, в состав которой входили монтируемые по отдельности:
- муфта сливная;
- огнепреградитель;
- кран дисковый, позже – автоматический клапан.
Инженеры АО «ПО «ПНСК» создали устройство, имеющее модульную конструкцию – компактную и удобную. В его составе – огнепреградитель, клапан автоматический (новшество, введенное инженерами «ПНСК»), муфта сливная (фото 1). Этот инновационный модуль с вертикальным сливом заменил громоздкие сборки, которые традиционно собирали при монтаже АЗС, можно увидеть на фото 2.
Замена в УЛН сухого огнепреградителя на жидкостный
В начале этого века началась разработка новой конструкции узла наполнения. Ее принципиальное отличие от старого решения заключалось в том, что огнепреградитель с сеткой, непосредственно скрученной с пластиной, был заменен жидкостным ОП. В жидкостном ОП был применен принцип гидрозатвора, подобие которого действует в сантехнических приборах и служит для предотвращения попадания неприятного запаха во внутреннее пространство дома.
В новой конструкции УЛН функции жидкости в гидрозатворе выполняет сам нефтепродукт. Впервые такое устройство было изготовлено в 2003 году.
Со своей задачей – не допустить попадания искр в трубопровод и далее в резервуар – жидкостный огнепреградитель справился на отлично. Убедить проектировщиков и технологов в эффективности гидрозатвора было сложно. Но после проведения ряда успешных испытаний узел налива с жидкостным огнепреградителем получил все необходимые для массового производства сертификаты. В том, что УЛН с жидкостным огнепреградителем эффективно выполняет свои функции, можно убедиться, посмотрев видео.
В ходе испытания нефтепродукт поджигается в шахте технологического отсека и в самом узле. Огонь в УЛН затухает сам или с помощью закрывания крышки. Далее отсека резервуара пламя не распространяется.
Совершенствование конструкции узла наполнения с жидкостным ОП
В определенный момент была создана оптимальная форма отечественного УЛН блочного исполнения.
Но с появлением многотопливных заправочных станций и АЗС блочного типа, устанавливаемых под навесом, изменились нормы и требования к устройствам безопасности. В соответствии с ними в конструкцию УЛН был включен электромагнитный клапан. Изначально использовались ЭМК, имеющиеся на рынке. Но со временем специалисты компании начали разработку собственного клапана, обеспечивающего перекрытие линии наполнения при ее разгерметизации в соответствии с актуальными нормами пожарной безопасности.
Электромагнитный клапан, разработанный в АО «ПО «ПНСК», смонтирован в корпус узла линии наполнения и является частью единого изделия заводского изготовления. В состав ЭК входят цилиндрический корпус, в котором расположены обмотка электромагнита, микропроцессорный модуль и кабельный ввод. Сегодня такой модуль, получивший в результате проведения испытаний все необходимые сертификаты, выпускается на производственных мощностях компании. Модификация УЛН с электромагнитным клапаном хорошо зарекомендовала себя при эксплуатации на многотопливных заправочных станциях и блочных АЗС, монтируемых под навесами.
Дальнейшая модернизация УЛН была направлена на увеличение скорости слива нефтепродукта из АЦ в резервуар. Скоростная версия узла (скорость слива нефтепродукта на 30% выше, по сравнению с изделием стандартного исполнения) была выпущена экспериментальной партией в 1000 штук, но снята с производства из-за трудоемкости изготовления таких моделей, их громоздкости и сложности в эксплуатации.
В 2016-2017 годах был разработан еще один конструктивный вариант узла наполнения, в котором применили алюминиевый сплав Д16. Небольшой удельный вес сплава и тонкая стенка облегчили узел не только с сохранением, но и с улучшением эксплуатационных характеристик. Скорость слива нефтепродукта была увеличена на 20%. Это исполнение на данный момент считается наиболее прогрессивным и успешно используется на современных АЗС.
Основные характеристики узлов наполнения
Устройства УЛН работают в гидравлических системах с давлением до 0,6 МПа. Относительная влажность воздуха – 95%, температурный диапазон: -40…+60 °C. Климатическое исполнение – УХЛ, категория размещения – 5 по ГОСТ 15150-69.
В конструкцию узла наполнения входят:
- муфта сливная МС1Н;
- жидкостный затвор;
- клапан отсечной автоматический;
- комплект ответных фланцев;
Габаритные размеры устройства, не более:
- высота – 375 мм;
- ширина – 245 мм;
- диаметр (по ручкам) – 370 мм.
Другие характеристики:
- условный проход – 80 мм;
- пропускная способность не менее – 400 л/мин.
Узел наполнения предоставляет возможность присоединять различные рукава автоцистерн, в том числе с евроразъемом. По окончании слива нефтепродукта линия наполнения нефтепродукта перекрывается автоматически.