В 1998 году вышли нормы пожарной безопасности на автозаправочных станциях НПБ 111-98. В них был отдельный раздел, посвященный технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива. В этом разделе указывается необходимость установки систем, которые предотвращают переполнение резервуаров для хранения топлива. При заполнении емкости на 90% должны подаваться световой и звуковой сигналы персоналу станции. При 95% заполнении налив должен прекратиться не позднее чем за 5 секунд. Функции автоматического прекращения заполнения резервуара выполняет отсечной клапан.
Первоначальный конструктивный вариант КОП
Первоначальная конструкция клапана отсечного поплавкового (КОП) была разработана и запущена в производство западными производителями оборудования для АЗС. Эти устройства выставлялись на международных выставках и ЭКСПО форуме. До 2002 года КОП имел большой диаметр, равный примерно 4 дюймам. В конструкции также присутствовал поплавок, изготовленный из нержавеющей стали.
Такая арматура была громоздкой и неудобной для демонтажа в случае повреждения поплавка и последующего монтажа. При проведении демонтажных работ было необходимо демонтировать крышку люка резервуара. Для этого приходилось раскручивать около 30 болтов и перемещать тяжелую крышку с помощью кран-балки или другого грузоподъемного оборудования. Только после этих мероприятий извлекался отсечной клапан. Но применение отсечного устройства, даже в таком несовершенном виде, было большим прорывом, по сравнению с полным отсутствием системы, которая защищает резервуар от перелива.
Этапы совершенствования конструкции отсечного клапана
Специалисты ПНСК взяли за основу конструкцию клапана зарубежного производства и провели работы по ее модернизации. В 2003 году был создан первый прототип отсечного клапана, диаметр которого ненамного превышал диаметр трубы на сливе. Преимущества этого конструктивного решения:
- более компактная конструкция, позволяющая проводить монтаж/демонтаж КОП без привлечения подъемного оборудования;
- наличие наклонной пластины, которая обеспечивает более быстрый слив, по сравнению с первоначальным вариантом клапана.
При повреждении армированного поплавка его часть, изготовленная из легкого материала, продолжала плавать. Для изготовления легкой части использовался материал, устойчивый к воздействию нефтепродуктов.
Модернизированный отсечной поплавковый клапан имел неплохие технические характеристики. Поэтому с 2003 по 2016 год он был основным типом КОП, поставляемым заказчикам.
Дальнейшие работы по усовершенствованию поплавкового клапана
В 2016 году инженеры ПНСК начали работы по модернизации клапана китайского производства. Плюсом исходной модели был небольшой вес, который упрощал проведение монтажно-демонтажных работ и логистических операций. Серьезный минус КОП китайских производителей — не очень надежная работа. Его конструкция была двухступенчатой, при функционировании устройство периодически заклинивало.
В результате проведенных работ по исправлению недостатков предыдущих моделей специалисты ПНСК остановились на двух вариантах клапана: так называемом «коротком» и алюминиевом.
В 2018 году появился запрос на повышение скорости слива. Нефтяная компания Shell одной из первых сделала шаг в этом направлении и изменила диаметр трубы слива с 89 мм на 110 мм. Для обеспечения стабильного диаметра по всей линии слива был разработан клапан ДУ 100, который в 1,5 раза превосходил клапан ДУ 80 по производительности. Его минусы — большая масса по сравнению с устройством ДУ 80 и необходимость внести изменения в конструкцию.
В настоящее время ПНСК выпускает 3 модификации КОП, для которых характерны эффективность и надежность работы:
- КОП ДУ 80 алюминиевый длинный;
- КОП ДУ 80 короткий;
- КОП ДУ 100.